440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru
20 студентов кафедры «Журналистика» ПГУ приняли участие в совместном проекте Театра юного зрителя Пензы и Пензенского регионального отделения Союза журналистов России.
С 19 по 24 октября в городе проходил Всероссийский театральный фестиваль русских сказок «Золотая Рыбка», в котором приняли участие театры из Тамбова, Омска, Пензы, Рязани и Москвы. Фестиваль получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В рамках проекта Пензенский союз журналистов организовал конкурс рецензий на спектакли, представленные на фестивале. Студентам предстояло написать отзывы на постановки, взять интервью у зрителей и актеров и подготовить дайджесты по итогам большого для театральной Пензы события.
Будущие журналисты подготовили по несколько рецензий на каждый спектакль. И уже скоро состоится подведение итогов конкурса. Авторы лучших работ получать призы от Пензенского регионального отделения Союза журналистов России и, конечно, дополнительные баллы к зачётам и экзаменам.
Публикуем рецензию на спектакль преподавателя кафедры «Журналистика» ПГУ, члена Союза журналистов России Натальи Конашенковой на спектакль Пензенского театра юного зрителя «Царевна-лягушка» «Куда Бог пошлет!»:
«А Кощей-то добрый! Вот такой неожиданный поворот может быть у финала самой любимой всеми с детства сказки. «Царевна-лягушка» в постановке пензенского ТЮЗа даёт нетривиальное прочтение традиционному сюжету. А микс юмора, романтики и даже местами экшена уже снискал одобрение зрителей.
Царь Кощей харизматично ссорится со своей дочкой…Еленой Премудрой и превращает её за непокорность в лягушку. Это первая сцена, которой открывается спектакль. Пожалуй, у большей части аудитории мир теперь не будет прежним, ведь только фольклористы и знатоки народного творчества в теме, какие непростые кровные узы связывают «воплощение зла» и заколдованную царевну. Такое темпераментное начало стало неожиданным бэкграундом и задало динамичный тон всему спектаклю, а главное, дало понять: сюрпризы ещё будут. Очень органичен в роли Кощея Олег Родин, а статная и изящная Екатерина Дубинина, словно сошедшая со страниц русских сказок, - точное попадание в образ классической царевны – это отметили зрители ещё на премьере весной.
Дальше идём по классическому сюжету с царем, тремя царевичами, пуском стрел и выбором невест. Но! Они говорят на понятном современном языке, подкалывают друг друга про первую любовь, обретают имена, а с ними - и живые характеры. По залу катится далеко не последняя волна смеха, потому что юмора и шуток здесь реально много. Ванюша, пуская свою стрелу, восклицает: «Куда Бог пошлёт». Пожалуй, за такое доверие судьбе и высшим силам он и получает царевну в супруги. Хотя, другим братьям нельзя сказать, что не повезло. Царевич Андрей с Княжной Василисой (в исполнении Дмитрия Ширина и Дарьи Куклевой) составили гармоничную яркую пару. Царевич Святослав с боярыней Алёной (Вячеслав Копёнкин и Екатерина Гузеева) тоже вызывают симпатию, хотя по книжному сюжету должно быть наоборот. Вкупе с почтением к отцу-батюшке это формирует первый важный акцент постановки: семья – это важно, это поддержка, это базовая ценность. В финале эта мысль дойдёт до апогея.
История трансформации характера главного героя происходит на наших глазах, а катализатором для этого становится любовь. Когда Царевна-лягушка впервые называет Ванюшу «царевичем», то всё – процесс запущен. Привык он, что его только дураком и величают, а правда – она ведь, как и красота, в глазах смотрящего.
Синтез элементов кукольного театра, комедии, визуальных эффектов, музыкального театра, эффектного реквизита сделал спектакль ярким и скоростным, точно никто не заскучает. Артисты много шутят, быстро переходя с бытовых зарисовок на романтическую эстетику, поют и даже фехтуют. Но максимальной неожиданностью стала вторая часть сказки, когда всё пошло совсем не по плану. Достичь цели – отыскать чертоги Кощея, а вместе с ними и невесту, Ивану-царевичу помогают Серый волк, Медведь, Птица Гамаюн и Владычица морская. На первый взгляд, это сущий «винегрет». Но это, скорее, отличное режиссёрское решение – сделать театрализованную энциклопедию русских фольклорных персонажей, поселив их в едином сюжетном поле. Владычица морская в исполнении Дарьи Куклевой абсолютно прекрасна. Но не только она примеряет на себя два образа в одном спектакле. Один царевич (Дмитрий Ширин) трансформируется в волка, а второй (Вячеслав Копёнкин) – в медведя, тоже вполне органично.
И вот ларец со «смертью» кощеевой найден, чертоги врага отыскались – дело, казалось бы, за малым. Но сказка вышла ещё и о милосердии над врагами. И о том, что враг иногда и вовсе не враг. Иван-царевич не только пощадил Кощея, но и заклятие с него снял. Чары спали – и перед нами ещё один Царь, просто Царь. Семья воссоединилась, ведь бабушка-сказочница тоже оказалась царских кровей – матушкой Елены Премудрой и супругой Кощея. И да, никто не умер. А счастливые влюблённые улетают в своё светлое заработанное будущее на Ковре-самолёте.
Режиссёр-постановщик Марина Королькова доказала, что даже базовый сказочный сюжет можно зафиналить неординарно, удивить зрителей и при этом сохранить ключевые идеи о том, что терпение – неотъемлемая часть пути к любой цели, а любовь способна открыть истинную красоту и изменить человека, раскрыв его потенциал».
Теперь вы просто обязаны приехать в Пензу и посмотреть сказку «Царевна-лягушка» в театре юного зрителя. По итогам фестиваля он стал победителем в номинации «Бабушкин любимчик», его отметило специальное жюри, состоящее из представителей «серебряного» возраста.
Фото предоставлено Пензенским театром юного зрителя
Пензенское региональное отделение
общероссийской общественной организации
«Союз журналистов России»
Адрес: 440026, г. Пенза, ул. Володарского, д. 7
Телефон: (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru