440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru

Пензенский Союз журналистов назвал главного победителя конкурса Всероссийского фестиваля сказок

A A= A+ 29.10.2025

Во всероссийском театральном фестивале русских сказок «Золотая Рыбка» приняли участие театры из Самары, Калуги, Тамбова, Заречного, Пензы, Москвы и Санкт-Петербурга. Особые гости - Крымский государственный театр юного зрителя и Луганский академический театр кукол.
Организатор фестиваля - Пензенский театр юного зрителя при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

По приглашению Пензенского Союза журналистов более 20 студентов кафедры «Журналистика» ПГУ получили возможность проявить себя в конкурсе рецензий на театральные постановки фестиваля.
«Участников конкурса становится больше, - рассказала председатель Пензенского союза журналистов Юлия Измайлова. - Отрадно, что интерес к театральному и журналисткому творчеству среди студентов растёт. Они получают колоссальный опыт работы в таком редком и сложном жанре, как рецензия».

Сегодня мы объявляем имя главное победителя конкурса. Первое место заняла студента кафедры «Журналистика» ПГУ Анастасия Тренкина с рецензией «На крыльях сказки». Имена призеров, занявших второе и третье места, мы объявим чуть позже, а пока предлагаем вам вдохновиться рецензией Анастасии.

 

«Спектакль «Гуси-лебеди» Калужского театра юного зрителя, впервые поставленный на сцене режиссером Михаилом Визговым в ноябре 2018 года на час перенес меня в настоящую сказку. Представление по мотивам русской народной сказки Ф. Рожкова предназначено, в первую очередь, для детей, но интересно будет и взрослым и тем, кто вырос на оригинале сказки. Рассуждать о добре и зле, семье и своих желаниях, мечтах и реальности можно в любом возрасте и у каждого будут свои точки зрения. Через спектакль: персонажей и их действия, юные зрители воспринимают проблему героев и волшебного мира, учатся на чужих ошибках, в этом прелесть сказок как таковых.

Сказка в спектакле Михаила Визгова расширена: добавлены персонажи и действия, что помогает прочувствовать, прожить судьбу спорных героев. Например, Бабы Яги. Благодаря эпизоду про золотые яблоки и озвученной причине,  из-за чего возникла необходимость украсть деревенского мальчика, традиционный нехороший образ Бабы Яги разрушается. Обитатели избушки называют героиню «Бабушка», Ваню Яга не хотела зажарить, а отдала самое драгоценное – яблоки, чтобы он остался с ней и стал ее наследником. Не без колдовства, конечно, но зла как такового Баба-Яга не желала. Постоянные угрозы приходились на Гусей, но за дело. Серый и Белый в данной постановке тоже несут мораль зрителю через свои поступки. И если, в начале, они крадут по яблоку у Бабы-Яги без зазрения совести, то при поиске Вани говорят, что «договор нарушать нельзя». Рост этих героев прослеживается и в нежелании покидать родной дом – избушку, где их кормят и поят.

Проблема семьи, взаимоотношений между ее членами и обретение друзей, способных оберегать и защищать, в произведении видна очень хорошо. Взаимодействия Сестрицы и Братца между собой и с родителями, поступок Маши, три помощника Маши: Печка, Яблонька и Речка, а так же Мышка и Ежик. Другом для Вани стал Мыльный Пузырь на веревочке. Всякий эпизод с вышеупомянутыми персонажами вызывал у меня улыбку и растроганные слезы. Сильнее всех в мою душу запал Пузырь – Анатолий Сотсков, который легко и нежно говорил о мечтах и позвал мечтать. Стал для Вани «крыльями», дал ему веру в себя. Параллель, выстроенная автором, что после такого полета Ваню уносят Гуси-лебеди, показывает контраст между желанием и реальностью, добром и злом.

Хотя как таковое зло в спектакле я не увидела. У каждого героя своя судьба, и он двигается по своему пути. Всем персонажам предоставлен выбор, но даже если он делает неверный шаг, как например, Маша, то друзья, старые или обретенные, приходят на выручку. Бабу-Ягу тоже можно оправдать похищением детей – ей хотелось передать свои знания, она не хотела оставаться одна.

Как и подобает сказке, действие на сцене имеет и фольклорные мотивы: прекрасные песенки Гусей-лебедей, такие любимые в детстве, волшебное блюдечко, по которому три раза катали яблоко, взаимодействие людей с животными и со злыми силами, ожившие предметы. Необычный оттенок постановке создался благодаря африканским маскам и зажигательному танцу. Тут стоит отметить, что из-за этого момента совсем маленьких детей (3-4 года) я бы не рекомендовала к просмотру, они могут испугаться. Народные костюмы героев из человеческого мира. Это познание истории в игровой форме, отпечаток в памяти и впечатления. Образ Бабы-Яги и Паука необычны, их костюмы простые, но понятные. Мое внимание особо привлек головной убор Бабы Яги и ее костюм в общем. Баба-Яга выглядит, как «старушка-знахарка» с «огоньком», а не кровожадная ведьма. На мой взгляд, костюмы руки художника-постановщика Тамары Головановой были удачны все, каждый подчеркивал героя, его роль, и не мешал движениям актера, что немаловажно, так как спектакль очень активный практически для всех персонажей.

Исходя из этого, на сцене было мало выносных декораций, они были сделаны в формате лавочки, что никак не повлияло на постановку. Я считаю, что чем меньше вспомогательных средств, тем лучше виден профессионализм.

Спектакль не только интересно, но и приятно смотреть и слушать. Четкий звук и добавляющие атмосферы мелодии, яркие «живые» декорации. Смена локаций путем передвижения ширм придает особый шарм как постановки, как действие, так и сюжетно по сказке, напоминая старую мультипликационную анимацию. Отдельно, что хочется отметить, что на сцене не было полного затемнения, а свет падал очень удачно и выделял персонажей в эпизодах.

Каждый актер справился со своей ролью, вне зависимости от ее плана, отлично. Из эпизодических персонажей ранее я уже упоминала Мыльного Пузыря на веревочке, которого сыграл Анатолий Сотсков. Из центральных героев хочется отметить Глеба Антохина, исполнившего роль Вани. Актер не проиграл, а прожил роль деревенского мальчика, показал его характер с разных сторон.

Под конец видеозаписи, я поняла, что все это время представления был полон. Настолько тихо и заинтересованно сидели дети. Однако когда персонажам на сцене нужна была помощь, ребята с готовностью подсказывали. Такой интерактив со зрителями, во-первых, запоминается самому зрителю и, во-вторых, помогает выстроить коммуникацию, почувствовать настроение публики актеру.

Представление, как и сказка, заканчивается хорошо: домой возвращается и Сестрица с Братцем, и в избушке у Бабы-Яги никого не убавилось, каждый пришел к своему уголку, к своей семье, чтобы жить в мире и согласии. Так, из-за похищения Вани многие персонажи прошли путь понимания истинных ценностей и приоритетов».

Фото: ТЮЗ города Пензы

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER