Кабо-Верде – Лиссабон – Москва – Казань: именно такой путь пришлось проделать известному татарскому журналисту Наилю Алану (Хисамиеву), чтобы найти свой последний приют в родном селе в Тюлячинском районе Татарстана. Почти две недели понадобилось для того, чтобы привезти на родину тело журналиста татаро-башкирской редакции Радио Свободная Европа «Азатлык», скончавшегося 11 июня на острове Сал Кабо-Верде – островном государстве в Атлантическом океане, республике в Западной Африке.
После долгих бюрократических процедур и полицейского разбирательства, в среду, 20 июня, тело Алана погрузили в самолет и отправили в Казань через Лиссабон и Москву. В Татарстан оно прибыло только в субботу утром. В этот же день родные и близкие встретили его в аэропорту, отвезли в морг седьмой горбольницы Казани, где провели обряд омовения и завернули в белый саван по мусульманскому обряду. Там же с журналистом смогли попрощаться друзья и коллеги. В два часа дня тело журналиста предали родной земле в деревне Алан. Журналист начал сотрудничать с Радио Азатлык в 1993 году — тогда он проживал в Тюменской области и писал о жизни и проблемах сибирских татар. После переезда в Казань продолжил работу с Радио Азатлык, а с 2011-го проживал в Праге. По словам его коллег, он хотел, чтобы его похоронили именно в его родном селе.
«В десятых числах мая ему сделали операцию на сердце – провели шунтирование, — рассказала „БИЗНЕС Online“ коллега Хисамиева, журналист Римма Бикмухаметова. – Многие коллеги в Праге советовали ему остаться — перемена климата, долгий перелет могли негативно сказаться на самочувствии. Но день рождения – 5 июня – он хотел встретить именно там, в Кабо-Верде. Он очень любил этот остров Зеленого мыса, у него есть несколько рассказов, посвященных ему. При каждой своей поездке туда он посещал местные школы и детские сады, дарил детям подарки, в основном канцелярские товары. В этот раз я его тоже спросила, повезет ли он „своим“ детям подарки, на что он ответил, что они уже все давно выросли. То есть он знал их всех поименно, следил за их жизнью. Никто не знал, что смерть настигнет его именно там»
Несмотря на то, что Алан был журналистом Радио Свобода, которое после ухудшения отношений между США и Россией было объявлено иноагентом, а также несмотря на то, что он задавал неудобные вопросы и освещал неудобные темы, властные интересы Татарстана в некоторой степени помогло возвращению тела журналиста на родину. Департамент внешних связей президента Татарстана направил в МИД России и российское посольство в Кабо-Верде официальное письмо с просьбой поспособствовать в этом вопросе. А вот ВКТ не только не направил своего представителя на похороны, но даже не выразил соболезнования родным и близким, более того, не дал даже официального сообщения о кончине татарского журналиста.
Расходы по транспортировке тела журналиста полностью взяла на себя редакция радио «Азатлык», а все организационные и финансовые расходы по организации похорон — ближайший друг Алана, его односельчанин, директор бассейна ПАО «Казаньоргсинтез» Ирек Даутов.
По словам Бикмухаметовой, Алан недооценен властями. «Хотя, они все внутренне понимают, что он боролся за права татар и интересы Татарстана», — отмечает она.