"В ближайшее время мы собираемся запустить своеобразную биржу труда для журналистов, потерявших работу во время пандемии. У нас есть большое количество резюме от наших коллег, которые ищут работу, и есть много запросов от СМИ, которые ищут журналистов. Мы хотим объединить запросы и совместно с HeadHunter на нашем сайте будем делать "биржу труда" для журналистов", - рассказал собеседник ТАСС.
В День российской печати, 13 января, рассказал Соловьев, СЖР запустит глобальное исследование о том, как пандемия повлияла на работу российских СМИ. "Главная задача - оценить состояние отрасли и выявить проблемы, с которыми столкнулись редакции региональных средств массовой информации из-за пандемии", - заметил он. В опросе примут участие несколько тысяч представителей региональных, районных и местных СМИ. В результате появятся данные, сколько редакций прекратили свою работу, сколько сотрудников пришлось сократить, как изменился уровень зарплат журналистов, уменьшилось ли число рекламодателей и их бюджеты, какие дополнительные ресурсы планируется привлечь для работы в 2021 году.
По словам главы СЖР, сейчас крайне важно прояснить реальную картину последствий, с которыми СМИ столкнулись в результате пандемии. Тогда будет понимание, какая поддержка необходима отрасли на данном этапе. "В марте прошлого года мы уже проводили подобное исследование. С результатами опроса я ознакомил участников онлайн-заседания профильного комитета Госдумы. Предложение по поддержке региональных СМИ было направлено премьер-министру Михаилу Мишустину. И в мае вышло постановление о включении средств массовой информации в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19", - отметил Соловьев. Помощь государства получили порядка 30 тыс. СМИ.
Состояние рынка печати
Руслан Новиков, генеральный директор ИД "Аргументы и факты", экс-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП, до декабря 2020 года) рассказал ТАСС, что объем прессы в экземплярах продолжал снижение в 2020 году. "Как тренд это сохранится и в 2021 году, но, учитывая ситуацию в 2020 году, когда в условиях пандемии тиражи падали не естественным образом, есть большая вероятность коррекции - возврата показателей вверх. И мы увидим некоторый рост тиражей, как это мы смогли отметить уже в последнем квартале ушедшего года", - рассказал собеседник агентства.
По его словам, были сегменты, по которым пандемия и ограничения ударили сильнее - это бесплатная пресса, распространяющаяся в общественных пространствах, бизнес-центрах, заведениях общепита и красоты, которые были физически недоступны аудитории. В этих сегментах, при стабилизации активной жизни возможен ощутимый рост тиражей, уверен Новиков.
Касаясь еженедельных и реже выходящих изданий Новиков заметил, что в этой нише эволюционное снижение тиражей и рекламных доходов продолжится, а издатели продолжат активно развивать digital-проекты и наращивать рекламную выручку в этом сегменте.
По данным ГИПП и согласно прогнозам экспертов, общий объем рынка периодической печати в 2020 году составит 56,1 млрд руб. Показатели продаж газет и журналов в 2020 году на фоне пандемии и введенных ограничений на торговлю составят в стоимостном выражении 46,4 млрд руб. По оценкам экспертов, в 2020 году издатели недополучат от реализации печатных копий свыше 23% доходов по сравнению с прошлым годом.
По данным ГИПП, количество зарегистрированных в России периодических печатных СМИ начиная с 2008 года ежегодно снижается. За последние три года перечень зарегистрированных печатных изданий сократился на 11%, а за последние восемь лет - на 34,7%. В 2020 году 65% зарегистрированных СМИ в России - печатные (42,23 тыс.), причем за год количество сократилось на 1,5% (653 издания).
Новиков отметил, что сейчас остается вопрос дополнительных мер поддержки СМИ и пролонгации существующих мер господдержки. "Рассрочка на погашение налоговых выплат, безусловно, является важной мерой. Но в периоде продолжающей снижаться экономики рассрочка превращается в накопленные долги, которые платить все равно очень сложно. Наверное, к пролонгации мер нужны не только рассрочки, но и списания", - указал он.
День российской печати отмечается 13 января. В этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер газеты "Ведомости".