Одним из самых посещаемых в мире государственных сайтов стал российский портал госуслуг. На нем зарегистрированы около ста миллионов пользователей. Появился новый тип госуслуг – суперсервисы. Они сводят к минимуму бумажную волокиту и необходимость посещать госорганы. Сервис анализирует жизненную ситуацию человека и предоставляет нужную информацию «в один клик». Выделено всего 25 таких ситуаций. На портале Госуслуг есть прототипы первых 15 суперсервисов. А в пяти регионах страны – в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане – запущен первый суперсервис – «Европротокол онлайн» в виде мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Его уже скачали более 53 тысяч раз. Подробности о том, как развивается система электронного правительства, рассказал член Общественной палаты РФ Константин Комков:
«Я бы разделил понятия электронных услуг и электронного правительства. И в плане электронных услуг нашей стране правда есть, чем гордиться. Есть сайт госуслуг, его интеграция с гаджетами прошла адаптивно. Почти не было скандалов, связанных с дешифровкой данных. Многие пользуются порталом госуслуг – от оформления паспорта до записи на прием к специалистам.
Мы должны понимать несколько форм диалога в цифровом пространстве. Если говорим о площадке открытых данных, то понимаем, что в стране знакомство с госзакупками и большими данными прошло успешно. Можно найти, по сути, любой нормативный акт в интернете.
Что касается соучастия граждан и поддержки общественных инициатив, то тут еще предстоит работа. Так, своего развития требует портал «Российская общественная инициатива». В этом смысле успех продемонстрировали такие регионы, как Удмуртия и Татарстан. Там успешно реализуются проекты по народному бюджету и комфортной городской среде. Хотя все субъекты РФ в разной степени используют площадки по диалогу с гражданами. Классический пример в Москве – это портал «Активный гражданин», но есть и подобные проекты в регионах страны. Нужно также развитие таких инициатив на местном уровне.