440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru

Как союз журналистов России борется за справедливость?

A A= A+ 14.04.2021

На YouTube вышел документальный фильм «Презумпция виновности» о том, как ивановский журналист Андрей Евгеньев и московский студент Никита Михеенко отбывают сроки лишения свободы в - суд признал их виновными в хранении наркотиков. Но молодые люди не признали вины и жаловались на фальсификацию уголовных дел.  Какова сегодня судьба этих парней?

Отвечает режиссёр фильма «Презумпция виновности», журналист, автор документальных фильмов Дмитрий Степанов:

- Об истории ивановского журналиста Андрея Евгеньева я узнал от Союза журналистов России - родители Андрея обратились к заместителю председателя СЖР Алексею Вишневецкому. Мои коллеги из программы «Вести. Дежурная часть» телеканала «Россия 24» первыми сделали новостной сюжет об этом. Я увидел, что в истории задержания много странных несовпадений. И сама судьба Евгеньева интересная - работа на Ивановском телевидении, служба в армии на флоте во время «Крымской весны». Вроде бы идеальная биография. А потом вдруг раз - и это неожиданное задержание за хранение наркотиков.

После сюжета на телеканале «Россия» в Союз журналистов России обратилась мама еще одного парня - студента из Москвы Никиты Михеенко. Он был задержан теми же самыми оперативными сотрудниками того же самого отдела полиции, что и журналист из Иваново. ОВД «Щукино». Михеенко жаловался, как и Евгеньев, на фальсификацию доказательств, подброс наркотиков и жестокое избиение.​ Обвиняли они оба в содеянном начальника уголовного розыска ОВД Щукино Вячеслава Горнеева и его подчинённых. Журналист из Иваново Евгеньев рассказал, как Горнеев его душил, Михеенко - как сжег сигаретой ресницы...

Кадр из фильма

С Евгеньевым и Михеенко я общался много раз - съемочной группой мы приезжали в колонии Ивановской и Тульской областей, где они отбывали срок.

После выхода  материалов по этой истории в было возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий неустановленными сотрудниками полиции. Оно расследовалось следственным комитетом. Но Горнеев и его подчиненные из ОВД Щукино так и не стали фигурантами дела, оставались лишь свидетелями.  Расследование было вялое, с перерывами. Окончательная судьба мне его не известна - знаю только, что дело неоднократно приостанавливалось.

Оказалось, посадить человека ничего не стоит - всё происходит по щелчку. А как расследовать, насколько законно его посадили, - это значительно сложнее. Адвокаты обращали внимание, что из доказательств вины ивановского журналиста и московского студента, фигурируют только протоколы допросов и исправленные протоколы изъятия наркотических веществ.

Но процент оправдательных приговоров в российских судах менее одного процента. Неудивительно что суды в конечном итоге поверили стороне обвинения - и один, и второй молодой человек были осуждены. После огласки в прессе управление собственной безопасности МВД России провело проверку и подтвердило, что факты, изложенные в заявлении родителей Андрея Евгеньева нашли свое подтверждение. Материалы проверки  передали в СК,  но следовали нарушений законе не нашли. Любопытно что вскоре после этого  полицейский Горнеев, который успел дослужиться от капитана до майора, был со скандалом уволен из органов МВД.  За фотографию со своей подчиненной в морге - они улыбаются на фоне трупов. Фото попало в интернет - было выложено в соцсети. Довольно странная ситуация, когда двое полицейских позируют на фоне обнаженных тел в морге. Наверное, это говорит о, скажем мягко, о моральной неусточивости.

Но Михеенко и Евгеньева потерпевшими в итоге никто так и не признал. А в этом случае они могли бы претендовать на реабилитацию. Когда Горнеева уволили, ряд должностных лиц тоже лишился своих постов - в частности, некоторые из его руководитеей. Насколько я знаю, одного из этих руководителей, согласно информации телеграмм-каналов, сначала уволили из отдела полицции Щукино. А спустя время взяли на такую же должность, но в другой округ.

Ольга Евгеньева и Раиса Михеенко. Кадр из фильма

​Основная проблема, к которой я пытался привлечь внимание - человеку очень сложно быть услышанным, и конкурировать с обвинением в суде по принципу состязательности сторон - как это право декларируется.  Когда материал Евгеньева поступил в суд первой инстанции, судья отправила дело на доследование - она посчитала, что полицейские отработали плохо и доказательств как таковых нету. Но затем дело дали другому судье и обвинительный  приговор был вынесен. К сожалению общественный контроль за ходом расследования любого дела практически невозможен и порой доказать злоупотребления полномочиями должных лиц тоже не представляется возможным.  В течение двух лет я наблюдал за жизнью матерей Ольги Евгеньевой и Раисы Михеенко, как они несли этот крест, как они не бросали своих сыновей, пытались доказать, что они не виновны, как собирали передачи в тюрьму. Это большой отрезок их жизни. Фильм прежде всего об этом. И о том, что у нас превалирует презумпция виновности - если ты попал​ в жернова системы, тебя в чем-то обвинили и дело ушло в суд, назад дороги практически нет.

​На презентации фильма «Презумпция виновности» мама Михеенко сказала: «Когда сына задержали, мы были в шоке. Но мы надеялись: на вышла ошибка. Это дикость, когда невиновного заключают под стражу. Но мы пожалуемся выше. И там уже разберутся». Но выше и выше ничего не происходило. Родственники и журналиста Евгеньева, и студента Михеенко проходили все круги, стучались во все двери, ходили во все инстанции.

Андрей Евгеньев. Кадр из фильма

В случае с Андреем Евгеньевым всё было бесполезно – он полностью отсидел от звонка до звонка свой срок 3 года. Сейчас журналист снова работает на Ивановском телевидении. ​

Но в случае с Михеенко нам удалось ему помочь. Когда мой фильм был готов к показу, многие материалы наших коллег-журналистов вышли в эфир, история попала в медийное пространство. Через касационный суд семья Михеенко добилась пересмотра приговора – ему сократили срок на 4 года. Никита сразу получил право воспользоваться правом на условно-досрочное освобсждение. И суд удовлетворил это ходатайство, что тоже бывает нечасто.

В данном случае я горд, что нам удалось помочь хотя бы одному человеку выйти на свободу раньше на несколько лет. В этом есть заслуга моих коллег из Союза журналистов России, моих коллег по программе, где я работаю «Вести. Дежурная часть».

Источник: Аиф
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER