440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru

Зоя Грязева: Время медиахолдингов

A A= A+ 16.12.2024

 

Грязева Зоя Яковлевна, генеральный директор — главный редактор АО «Студия «Губерния», председатель Воронежского отделения Союза журналистов РФ

Слово «медиахолдинг» вошло в нашу жизнь сравнительно недавно. Я более тридцати лет работаю в масс-медиа, и прекрасно помню, что ещё лет двадцать назад объединение разрозненных СМИ в одну крупную компанию воспринималось весьма скептически. Дескать, это покушение на свободу слова, это экономическая зависимость изданий от «хозяина», это унификация неповторимых журналистских практик и индивидуальностей. И вообще – вся эта затея придумана, чтобы железной пятой учредителя или собственника наступить на хрупкое горло честной и объективной журналистики.

Лет двадцать назад медиахолдингов, тем более региональных, было совсем немного. И все прочие представители журналистского сообщества к их деятельности внимательно присматривались. Довольно скоро стало понятно, что эта форма профессионального существования весьма перспективна. Более того - стало ясно, что это самая прогрессивная форма организации медийной работы в современных условиях. А наибольшую устойчивость при сохранении высокого профессионализма демонстрируют именно государственные медиахолдинги.

С одной стороны, идти по пути создания медиахолдингов потребовала экономика, с другой, – расширяющееся огромными темпами информационное пространство. Одиночному изданию удержаться на волнах насыщенного и перенасыщенного информационного рынка намного сложнее, чем холдингу, способному распространять информацию в разных форматах на разные аудитории. И охват аудитории у медиахолдинга намного больше.

Мне могут возразить, что есть и примеры вполне успешного существования информационных «одиночек». Блогеры, например. У многих из них и доходы немалые, и аудитории миллионные. Всё так. Но публикация блогера – это голос одного человека, который может ошибаться, может эксплуатировать свою аудиторию, может, чего греха таить, и подтасовывать факты. Публикация журналиста – это текст со знаком качества. Как минимум его факты проверены, оценки мотивированы, сам он во всех конфликтах – прежде всего на стороне аудитории, а не участников спора.

При этом опасения, что государственные медиахолдинги поглотят индивидуальность журналиста, заставят его поступаться принципами или выдавать желаемое за действительное, - в прошлом. Все основные профессиональные принципы и качества – объективность, ответственность, компетентность, стремление принести пользу, а не вред – в госСМИ не просто сохраняются и поддерживаются, они обязательное условие работы журналистов в редакционных коллективах. Поскольку основное и непременное условие существования СМИ – завоевать и сохранить доверие наших читателей, зрителей, слушателей – без этого недостижимо.

В свою очередь возможности государственного медиахолдинга повышают информированность журналиста, дают ему возможность проявлять свои умения на разных площадках, делают продукт его труда более востребованным.

Медиахолдинг привлекателен и для поставщиков информации. Можно быть уверенным, что её не исказят, не станут замалчивать, что она дойдёт до адресата.

Ну а у потребителя информации есть богатый выбор, где и как её получить. Скажем, в нашем  медиахолдинге это и телеканалы «TV Губерния», «ОТР Воронеж», «Известия Воронеж», и «Наше радио-Воронеж», и интернет-канал tv-gubernia.ru, и газета «Коммуна».

Сегодня возникновение медиахолдингов - одна из основных тенденций развития рынка СМИ. Успешного, подчеркну, развития. Юридические и экономические основы таких объединений, разумеется, отличаются, но можно с уверенностью констатировать: пришло время медиахолдингов. Скажу больше – пришло время именно государственных медиахолдингов.

Безусловно, никто не против существования частных СМИ. А госСМИ, как и частные, по способам и формату подачи информации могут существенно отличаться. Но именно мощные государственные медиахолдинги – сегодня главные проводники идей и смыслов развития государства и общества, выразители интересов страны и её народа.

И обвинения в аффилированности с органами власти, мол, под чужую дудку пляшете, тут попросту неуместны. У власти должен быть ресурс, разъясняющий её шаги, задачи и цели. Этот ресурс – госСМИ, объединённые в медиахолдинги. Всё по-честному. Высокий уровень поддержки начинаний и усилий власти, консолидация общества свидетельствуют, в том числе, и об эффективности государственных медиахолдингов.

Я работала в разное время и в различных СМИ. Могу сказать, что государственные СМИ, действующие сейчас, достойны самых высоких оценок. Прежде всего, за гражданскую позицию.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER