440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru

Рафаэль Гусейнов: Почему против?

A A= A+ 05.12.2024

                                                               

ВСЕГДА И ВО ВСЕ ВРЕМЕНА НАХОДИЛИСЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИСКАЛИ СВОЕ СЧАСТЬЕ В ЧУЖИХ КРАЯХ. КОГО-ТО НЕ УСТРАИВАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, КТО-ТО ПОЛАГАЛ, ЧТО РОДИНА НЕ ОЦЕНИЛА ЕГО ТАЛАНТЫ ПО ДОСТОИНСТВУ, НЕКОТОРЫЕ ИСКАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЗАРАБОТАТЬ, А КТО-ТО ПРЕДПОЧИТАЛ ПИЦЦУ ИЛИ ФОРШМАК СУТОЧНЫМ ЩАМ ОТ БАБУШКИ И БЛИНАМ СО СМЕТАНОЙ ОТ МАМЫ.

                                В ПОИСКАХ ЧУЖОГО СЧАСТЬЯ

Мы знаем из истории, что немало существующих сегодня государств, основаны эмигрантами. Как правило, не очень богатые люди приезжали с нехитрым скарбом и семьями к чужим берегам и своим трудом, нередко очень тяжелым, делали эту землю обетованной. У местных народов, которым даже придумали унизительное название - «аборигены» разрешения поселиться не спрашивали, а если те возражали, то их просто и жестко уничтожали, оставшихся запирали в резервациях. Некоторые из этих резерваций существуют и сегодня. Так англичане и другие европейские народы поступили с американскими индейцами, французы и англичане с канадскими индейцами, голландцы с южноафриканцами, португальцы и испанцы огнем и мечом завоевывали Южную Америку, а англичане вторглись в Австралию. Не всегда эти опыты заканчивались успешно. Так, англичан в конечном счете изгнали из всех завоеванных ими колоний, французам пришлось убраться из Алжира и Африки, белый режим апартеида – фашизм наших дней рухнул в Южной Африке. Бесконечную войну с евреями продолжают много лет палестинцы, считающие, что Израиль оккупировал их землю. Бывает и так, что народы, насильственно изгнанные из мест, где они жили столетиями, находят себя в новой среде, успешно устраиваются и начинают процветать. Так произошло с евреями. Кто не знает насколько они богаты и влиятельны сегодня в США, Европе, Латинской Америке. То же самое, хоть и в меньших масштабах, но все же произошло с армянами. Вчерашние беженцы представляют в наши дни влиятельную в политическом и материальном смысле диаспору в США, Франции, других странах. За голоса вчерашних эмигрантов борются кандидаты в президенты, а в некоторых странах они и сами являются властью. История с пуэрториканцами, которых в рамках нынешней избирательной компании в США сравнили с «мусором» вызвала небывалое возмущение в стране.

Но есть народы иного рода. Хотя история порой рассеивала их по белу свету, они все же предпочитают не зариться на чужие острова, хотят жить на своей земле и по своим законам, а если и попадают за рубеж стремятся сохранить национальные традиции и нравы, относятся с уважением к стране, откуда родом их предки. Именно такие люди и собрались на днях на Конгресс соотечественников в Москве. Я бы отнес к народам, высоко ценящим свое происхождение, прежде всего русских, китайцев, индийцев. Огромные территории этих государств, уникальная культура народов, их населяющих, большое количество людей, проживающих на этих территориях выработали у них особое чувство достоинства, если хотите, самодостаточность. Последнее я упомянул не случайно. Окруженные врагами, перенесшие опустошительные войны, эти народы могли бы сгинуть, либо разбежаться по чужим квартирам. Они и сейчас живут непросто, а великая Индия так просто тяжело, но миллионов, желающих уехать из этих стран не наблюдается. Я хорошо помню, как в конце 1990-х годов прошлого века на Западе со страхом ожидали, что после распада СССР к ним через открытые границы хлынут миллионы наших сограждан. Несмотря на непростые времена никаких перемещений, которые можно назвать массовыми, не последовало. И это относилось не только к России, но и к остальным республикам Советского Союза.

Россия дважды в своей истории испытывала массовый вынужденный отток своих граждан. Первый раз это произошло после Гражданской войны: вместе с Белой армией из страны эмигрировало по разным подсчетам около миллиона наших сограждан. Это были военные, дворяне, предприниматели, интеллигенция, казаки, духовенство, государственные служащие. Среди них было немало выдающихся представителей русской культуры: писателей, музыкантов, художников, ученых. Люди образованные, искренне любящие свою Родину они растворились на просторах Европы, но врагами своей страны, ненавистниками русского народа не стали. Их потомки и сегодня нередкие гости в нашей стране. Следующая волна была после Второй мировой войны. Нацисты не очень высоко ценили тех, кто согласился работать на них. Известна позиция Гитлера, который резко возражал против предложений создать «русскую армию» под знамёнами Вермахта. Он пошел на этот шаг только в конце 1944 года. Не желали воевать против Сталина в составе власовской армии украинцы, грузины, армяне, азербайджанцы, другие народы СССР.

Достаточно показательно в этом смысле письмо генерал-лейтенанта русской царской армии Евгения Балабина генералу казачьих войск Петру Краснову, датированное 10 апреля 1943 года: «Миссия генерала Власова всех очень волнует, и отношение к этому разное.  Обижены отношением властей (немецких – Р. Г.) к эмиграции.  Верят человеку, сделавшему 20 - летним угождением Грузину блестящую карьеру, и не верят эмиграции, которая в подавляющем количестве с усердием работает на немцев. Кажется, не было случая, который бы дал немцам повод разочароваться в работе эмигрантов. Не мало их служит добровольцами в одиночку. В Сербии они несут тяжелую службу, некоторое число уже полегло на поле брани или в тылу.  Если есть болтуны (русские всегда и везде будут болтать), то на деле это не отражается. И немцы каждого из нас отлично знают. Зачем же всех считать негодяями».         

Таким же образом эмигрантов и релокантов используют сегодня. Россиян, всячески проклинающих свою страну и восхваляющих украинских нацистов, в Киеве, да и других европейских столицах не приемлют абсолютно. Запомнилось растерянное лицо Виктора Шендеровича, внесшего солидный вклад, скажем откровенно, в поддержку действий Украины и тем не менее публично недавно облитого зеленкой при прямом попустительстве полиции в Риге. Сделал это, как несложно догадаться, мордатый украинский хлопец, бежавший от мобилизации в столицу Латвии и пригретый здесь. При этом многие релоканты, призывающие к миру и дружбе, продолжают таскаться по антироссийским митингам, зажигают у украинских посольств за границей. Недавно в соцсетях прочитал отчаянный призыв одной из таких персон под ником «Макс Янков»: «Хочу завтра принести цветы к украинскому посольству. Какие цветы купить, чтобы не облажаться?». «Максу» иронически советует «Лиля»: «Герань неси». Я думаю, совет уместный. 

В годы Второй мировой войны ведомством Геббельса была создана пропагандистская структура «Винета», куда охотно брали на работу белых эмигрантов, военнопленных, согласившихся служить нацистам, перебежчиков. Первая передача радио «Винеты» на шести языках народов СССР вышла в эфир 22 июня в 10 утра. Получается, что она на два часа опередила знаменитое обращение Вячеслава Молотова к советскому народу. Все годы войны, транслируя свои передачи на волнах, близких тем, где вещало советское радио, дикторы и обозреватели призывали к восстаниям в тылу Красной армии, саботажу, сопротивлению властям, к поддержке Вермахта. Одной из важных тем считался антисемитизм. Помимо этой радиостанции, вещающей из Берлина, что и не скрывалось, существовали еще три радиостанции, которые пытались внушить своим слушателям, что являются рупором антисоветского подполья и работают с территории СССР.   

               Одна из таких станций под названием «Старая гвардия Ленина» декларировала, что вещает от имени старых большевиков; все передачи этой станции начинались и заканчивались исполнением «Интернационала». Другая утверждала, что является органом русских националистов и имеет ячейки на заводах, фабриках, в вузах, армии. Третья станция вещала на 18 языках народов СССР и, можно сказать, отрабатывала тему национализма и сепаратизма. В первые месяцы войны нацистам удалось захватить практически неповрежденными крупные технические радиоцентры СССР в Минске, Риге, Вильнюсе, Кишиневе, Львове и Киеве. Всего в пик работы «Винеты» на нее работали 35 радиоцентров. Занимались на «Винете» и откровенными провокациями. Так, Якова Джугашвили попросили почитать книгу для больного товарища. Голос сына Сталина был тайно записан, а затем искусно смонтирована запись, обвиняющая от его имени родную страну. Следует заметить, что радиопропаганда была ориентирована не только на СССР. Вещание велось против Франции, Великобритании. На английские колонии, к примеру, вещала «Свободная Индия». 

«Винета» также готовила пропагандистские материалы печатного характера: листовки, плакаты, газеты, организовывала выставки, занималась прослушкой советских радиостанций, работала в плане вербовки с военнопленными. Службы «Винеты» к началу войны изготовили свыше 30 миллионов листовок, пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР. Самым известным продуктом этой структуры стала листовка с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!». Эту грязную бумажку напечатали тиражом около 160 миллионов(!) экземпляров и распространяли по всей линии советско-германского фронта.

               К январю 1944 года в штате этой пропагандисткой конторы числилось уже около тысячи человек. Сейчас похожую на эту структуру назвали бы медиахолдингом. Здесь даже затеяли кинопроизводство и выпустили несколько полнометражных лент по «советской тематике» клеветнического свойства. Ленты крутили на оккупированной территории. В Германии работа «Винеты» оценивалась достаточно высоко, она считалась образцом успешной пропаганды. В конце войны по согласованию с ведомством Геббельса многие сотрудники «Винеты» переходили на службу к Власову. Те из них, кто впоследствии оказался на допросах в «СМЕРШе», об этом пожалели.

Насколько эффективными оказались усилия немецкой пропаганды, нацеленной на Советский Союз? Итоги войны избавляют нас от необходимости что-то доказывать. Но надо сказать и то, что некоторые сообщения о том, доходит ли пропаганда до советских людей, докладывались в Кремль, с этими донесениями знакомился Сталин. Следует понять, что в целом уровень радиофикации СССР в то время был невысоким. Радиоприемниками обладали очень немногие семьи, да и те приборы у рядовых граждан были конфискованы с началом войны.

«Винета» была ключевой структурой во внешнеполитической пропаганде на СССР и сотрудничество с ней в Москве приравнивали к измене Родине.  Такая жесткая позиция властей по отношению к нацистским пропагандистам была востребованной не только СССР. Начиная с 1939 года немецкое радио на английском языке вещало на Лондон. Наиболее популярным диктором, который говорил по-английски с аристократическим прононсом был некий Уильям Джойс, гражданин США, а позже Великобритании. Его передачи идеологически были чужды большинству граждан Великобритании, но пользовались популярностью, как альтернативный источник информации, сообщающий нередко о судьбе пленных англичан. С иронией его прозвали «лорд Гав-Гав». 28 мая 1945 года Джойс был схвачен британскими спецслужбами и в этом случае шутить с ним не стали. Центральный уголовный суд Англии приговорил этого человека к смертной казни через повешение, и самый знаменитый палач королевства Альберт Пирпойнт охотно исполнил эту процедуру в тюрьме Уандеворт.

                                                           СЛЕДИТЕ ЗА КОШЕЛЬКОМ, ОН МОЖЕТ ПРОПАСТЬ!

               Как сложится судьба тех, кто покинул страну и зарабатывает сейчас деньги, упражняясь в антироссийской пропаганде, тоже понятно. Релокантам только кажется, что они оказались на свободе. На Западе умеют использовать таких людей, постоянно и методично вытаскивая из них нужные действия и заявления. Но такое не может продолжаться вечно и все равно закончится. Возможно, не все со мной согласятся, но мне кажется излишним священный гнев, который раздувают некоторые депутаты и обозреватели вокруг совсем небольшого числа уехавших людей. Таким образом им только делается реклама, которую они не заслужили. В самом деле потеряла ли наша сатирическая литература от отъезда Виктора Шендеровича, выходили ли с плакатами зрители «Современника», когда из театра ушла пенсионерка Лия Ахеджакова, актриса третьих ролей, место которой в доме престарелых, а не на сцене столичного театра? Писали ли гневные письма телевизионным начальникам зрители после исчезновения с экранов Максима Галкина? Уверен, что нет. Да и не могло быть по-другому, в огромной стране продолжается жизнь, открываются выставки, ставятся театральные премьеры, зажигаются новые теле - и кинозвезды. Россия – одна из немногих стран мира, где любимые артисты способны собрать стадионы. Многие из оппозиционеров – люди конфликтные, самолюбивые, такими они были и в своей стране. Но если на Родине на многие их грехи закрывали глаза, то в Европе денежки считать умеют и не позволяют их воровать. Вот и сейчас разгорается большой скандал вокруг средств, судя по всему прикарманенных руководством Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), структурой созданной Алексеем Навальным. Некто Кац, релокант и оппозиционер в своем аккаунте обвинил ФБК в сотрудничестве с банкиром Железняком, который был замешан в деле о банковском мошенничестве и многомиллиардном хищении активов российского «Пробизнесбанка». В свою очередь руководство ФБК назвало «агентами Службы внешней разведки России Каца и Алексея Венедиктова», его поддержавшего. Не будем погружать читателя в перипетии этого скандала, в который оказались втянуты практически все пребывающие за рубежами оппозиционеры. После чтения их переписки хочется вымыть руки. И не один раз. Но одну реплику все же хочется процитировать. Комментируя размещенное в Интернете видео с взаимными обвинениями оппозиционеров, один из его героев пишет: «В ходе просмотра рекомендуем следить за кошельком – он может внезапно пропасть». Согласимся с этим!

               Чем может закончится приход в России к власти людей, опирающихся на Запад, исповедующих чужие нам ценности и абсолютно равнодушных к судьбам наших сограждан? Хотелось бы вам напомнить горестную судьбу совсем не чужой нам Грузии. Страна уже много лет переживает здесь семена раздора, посеянные расчетливыми и циничными людьми. Когда-то первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, выступая на съезде КПСС произнес знаменательные слова: «Солнце для грузин встает на Севере». Президент Грузии Шеварднадзе, проснувшись однажды в Тбилиси, неожиданно увидел солнце с другой стороны, с западной. Я несколько раз брал у него интервью и помню одну из наших встреч, незадолго до его отстранения от власти. Это уже был не тот блестящий, со вкусом одетый Шеви, как покровительственно, на западный манер его называли американцы. Печаль усталости и определенного равнодушия лежали на его лице и сквозили в нашем разговоре. Для того, чтобы понять истоки такого настроения, надо было выйти из президентского дворца на пустынную улицу Руставели. Когда-то блестящая и праздничная, она в тот мой приезд выглядела убого, провинциально и жалко. Настроение у всех моих грузинских друзей было подавленным и пессимистичным. Страна медленно сползала в нищету и пессимизм. А в приемной президента хозяйничали американские спецслужбы. Перед входом в кабинет президента я был дважды обыскан и несколько раз пропущен через металлодетектор. Господа с военной выправкой общались между собой на английском и обменивались пошловатыми сортирными шутками, больше подходящими для казармы где-нибудь в штате Мэн, а не в приемной главы независимого государства.

               Прав публицист Анатолий Несмиян, написавший на днях о том, что будет, если к власти в России придет эмигрантская оппозиция, и почему этого уже не случится: «Я думаю, что в том фантастическом случае, если нынешняя эмиграция станет властью в России, ее программа будет предельно простой и состоять из одного пункта: при каждом российском министре будет находиться импортный советник, который и будет проводить политику министерства. Мы, кстати, в начале 90-х именно это и проходили. Ну, а президента России (или как они его назовут) будет охранять секретная служба США… Шаг вправо или влево – и у нас уже другой президент. Тем более, что их уже все равно никто не отличит».

Хотелось бы закончить эту статью на оптимистической ноте, но не получается. В силу интереса к проблеме автор регулярно просматривает, не скажу, что с большим удовольствием, телеграмм-канал «Жизнь насекомых». Именно здесь релоканты и эмигранты соревнуются «любезностями» в адрес друг-друга. Вот, что пишет на днях милая девушка с показательным ником «свинюн-поросюн»: «Моя неудовлетворенность собой и своей жизнью достигла максимума. В Москве я была гораздо успешнее, чем сейчас. В Германии я жалкая чмоня + полный лох без грамма самоуважения. Как же хочется домой, потому что, к сожалению, там все о-енно (очень хорошо – Р. Г.). Говорят, что нужно опуститься до дна, потому что так легче отталкиваться. Но на дно не хочется. Иногда кажется, что переезд был самой большой моей ошибкой. Дома я была востребованной и крутой специалисткой, здесь я ничтожная и жалкая мигрантка». Девушку по-настоящему жалко. Но ведь решение поменять прописку и образ жизни она принимала сама.        

 

                                                            

              

 

   

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER