440026, г. Пенза,
ул. Володарского, д. 7
тел. (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru
Трансформация журналистики стран СНГ
За четверть века с момента распада СССР в каждой из стран Содружества Независимых Государств произошли значительные изменения, хотя траектории развития у них были разными. Различия между государствами постсоветского пространства стали столь значительными, что сегодня медиасистемы здесь представляют совершенно разные модели и становятся очень интересным предметом для анализа. Трансформационные процессы в СМИ и журналистике, начавшиеся в 1991 г., исходили из общего «стартового» медиапорядка. Сегодня же анализ переходного периода в этих медиасистемах предполагает не только понимание их национальных особенностей, знание основных процессов преобразования внутри этих обществ, но и исторический анализ включенности трансформации СМИ в глобальные изменения современного общества.
В этом контексте становится особенно интересным развитие средств массовой информации и журналистики, поскольку они, как важный институт современного общества, отражают весь комплекс проблем социального развития, при этом еще и выступают важнейшим инструментом организации общественной дискуссии и общественного мнения, а также площадкой их медиатизации. Именно журналистика и средства массовой информации, как один из наиболее радикально обновившихся социальных институтов, стимулировали произошедшие изменения.
Медиапотребление на современном этапе нуждается в исследованиях
Сегодня человек медийный находится в море информационных потоков, но именно Интернет остается одним из наиболее востребованных медиаканалов. Развивающиеся в ходе цифровой революции новые медиа формируют новые аспекты стиля жизни и социального поведения, что определяется влиянием Интернета на изменение свойств современной личности, особенности ее деятельности. На поиск профессиональной и общественно-политической информации, общение, организацию досуга приходится сегодня основное время пребывания аудитории в Сети. Медиапотребление расширяет границы информационного мира человека, способствует развитию его перцептивных и психомоторных способностей, увеличивая скорость и объем полученной информации.
Тем не менее исследователи обращают внимание на негативные последствия медиапотребления. Установлено, что вследствие возникновения мощного «эффекта присутствия» Интернет сокращает время лично-семейного и социального общения, приводит к разрыву социальных связей и появлению депрессий. Еще одна проблема – это зависимость пользователя от онлайн-информации и коммуникации, то есть интернет-аддикция.
Особую значимость сегодня приобретают комплексные системные междисциплинарные исследования, направленные на изучение принципов поведения участников медиакоммуникационного процесса в цифровой среде. Они призваны объяснить, каким образом меняются повседневные социокультурные практики человека, как именно трансформируется гуманитарное измерение человека. Их основная задача – изучение мотивации «цифровой молодежи» при выборе информационных источников и различных типов и видов контента, а также мотивационных факторов, необходимых для теоретического осмысления поведения, коммуникативных особенностей и процесса формирования информационной повестки дня в различных возрастных группах молодого поколения.
Журналистская этика как индикатор развития общества
Осознание роли и задач журналистики в современном российском обществе становится все более актуальным, поскольку значение медийной составляющей в нашей жизни заметно возросло. Мы не только нуждаемся в новостях и их осмыслении – мы становимся все более зависимыми от своих медийных привычек и медиазапросов.
В этой новой медиасреде позиция журналиста отнюдь не укрепляется: традиционная монополия на новости им утрачена, а новые влияния – рыночных отношений, социальных элит, референтных групп в социальных сетях, индустрии развлечений – становятся все заметнее. Общество словно испытывает журналистику, бросая ей новые вызовы и создавая для нее новые искушения.
По-прежнему одной из самых актуальных и сложных проблем современной журналистики остается профессиональная этика. Практика подтверждает, что формирование единых стандартов профессии возможно в тех профессиональных сообществах, где существуют взаимопонимание и взаимное уважение. Сформулированные ЮНЕСКО в 1983 г. Международные принципы профессиональной этики в журналистике – это не только свод журналистских стандартов. Это еще и одновременное признание профессионалами права граждан на достоверную информацию, объективное освещение событий.
Сегодня свобода без ответственности и несоблюдение профессиональной этики приводит к откровенно печальным последствиям, когда падает доверие к журналистам и снижается качество их материалов. Часто мы не доверяем тому, что написано, а в некоторых случаях мы вообще видим откровенный обман. Ориентация на рынок, на коммерцию на фоне триумфального шествия цифровых медиа, нового господства аудитории в ущерб профессионализму и этике журналистов – это наиболее явные проявления современного этического кризиса в журналистике.
Поэтому все чаще приходится задумываться о журналистской этике не только как о проблеме профессии, но о проблеме ценностей общества, понимания им базовых демократических и гуманистических основ социума.
Научная журналистика как общественное благо
Современное общество все чаще определяют как информационное и медиатизированное. Можно, конечно, спорить о всеохватности медиатизации, но вряд ли у кого-то возникнут сомнения в ее наличии. Массовая аудитория современных СМИ зачастую не обладает достаточным уровнем научных знаний, и потому на журналистах лежит огромная ответственность за корректное, достоверное, объективное информирование общества о состоянии науки.
Популяризация науки, формирование положительного образа ученого и повышение общественного интереса к академическим исследованиям и фундаментальному образованию становятся актуальными практиками, которые могут и должны стать основными преградами лженаучным концепциям. Сегодня необходима выработка новых подходов в борьбе с лженаукой – и со стороны широкой общественности, и со стороны профессионального журналистского сообщества.
Научная журналистика стала частью более сложной системы научных коммуникаций, которые позволяют ученым информировать общество о своей деятельности. И потому научный журналист становится посредником между наукой, технологиями и широкой аудиторией, настоящим коммуникатором-популяризатором. Поэтому публичные коммуникации в информационной среде представляют стратегически важное направление в журналистике, и то, как журналисты освещают науку, как они ведут себя при взаимодействии с учеными, имеет огромное значение.
Общественная организация
Пензенская областная организация «Союза журналистов России»
Адрес: 440026, г. Пенза, ул. Володарского, д. 7
Телефон: (8412) 643-495
e-mail: penza.ruj@mail.ru